Вернуться к алгоритму

Шаг 1. Предотвращаем возможные ошибки

Какие ошибки самые распространенные?

Ошибки - это то, что сопровождает нас на протяжении всей нашей профессиональной жизни. Одни педагоги на них учатся, другие - регулярно совершают их из года в год, наступая, как говорят, "на одни и те же грабли". Конечно, работая с детьми, невозможно ни разу не ошибиться, но можно… предотвратить некоторые свои ошибки. Надеемся, что представленный ниже материал поможет вам в этом. Познакомившись с ним, вы сможете избежать (если конечно захотите), пожалуй, главной ошибки в воспитательной работе с детьми - формализма!

Именно формализм не позволяет педагогам получить сколь бы ни было видимые результаты своей воспитательной работы. Именно он создает пропасть между ребёнком и учителем. Именно он вынуждает самих учителей воспринимать воспитание как скучнейшее занятие и излишнюю повинность.

В основе формализма лежит одно старинное заблуждение. Суть его такова: воспитание – это что-то вроде обучения, когда по подобию уроков по предметам нужно проводить специальные воспитательные мероприятия по направлениям. Этот крайне упрощенный взгляд и приводит к самой опасной для воспитания ошибке.

Увы, формализм всегда сопровождал воспитательную работу школы. Еще в 80-е годы прошлого века замечательный педагог И.П.Иванов – создатель знаменитой методики коллективных творческих дел или, как ее еще называют, педагогики общей заботы – писал: «Типичными проявлениями формализма в воспитании можно считать: …дробление воспитательного процесса, …воспитательная работа планируется как сумма обособленных разделов и мероприятий; …погоня за количеством воспитательных воздействий по принципу: чем больше разделов и мероприятий, тем лучше; …показной характер воспитательной работы; …сведение воспитательной работы к мероприятиям для воспитанников…».

Не правда ли, знакомая ситуация?

Каким же образом предотвратить формализм в своей работе? На что следует обратить внимание и чего следует избегать?

Как избежать ошибок формализма?

Чтобы во всем этом разобраться зададим себе несколько важных вопросов.

Вопрос первый: когда мы на самом деле начинаем воспитывать, когда наша работа становится собственно воспитательной работой? Очевидно, это происходит тогда, когда мы привносим в наше общение с детьми ценностную, нравственную составляющую: в общение на уроке, на внеурочных занятиях, в повседневное общение с детьми… То есть тогда, когда мы ориентируем наше общение не только на познание, но и делаем его ценностно-ориентированным.

В этой связи возникает второй вопрос: а когда такое ценностно-ориентированное общение становится результативным? Когда оно начинает приносить свои плоды? Когда наши слова и поступки начинают оказывать влияние на детей? Очевидно тогда, когда мы становимся для наших детей значимыми взрослыми, когда мы им интересны, когда между нами устанавливаются доверительные отношения, когда возникает особое чувство «МЫ», когда мы начинаем переживать общность друг с другом. Многие из педагогов наверняка могли ощущать это чувство, когда уходили с ребятами в многодневный поход, когда ставили с ними интересный спектакль, когда увлеченно обсуждали с ними на уроке какую-то книгу или исторического деятеля. Без всего этого вся ценностно-ориентированная коммуникация (какой бы значимой она ни была) – для детей пустой звук.

И, наконец, третий вопрос: когда формируются такие отношения, когда мы становимся для детей значимыми взрослыми? Очевидно, тогда, когда нас объединяет какая-то более или менее постоянная деятельность, увлекательная и для них, и для нас. Причем, не так уж и важно какая именно это деятельность – игра, спорт, туризм, творчество, досуговое общение… Важно, чтобы в школе и педагогам и детям было интересно вместе, чтобы их школьная жизнь была насыщена яркими, интересными, содержательными событиями. А там, где детям и взрослым интересно, воспитывающее влияние педагога оказывается очень эффективным.

В этом-то и заключена суть настоящего (а не формального) воспитания. Она – в нюансах:

  1. нашей деятельности (которая должна быть совместной и интересной, увлекательной),
  2. наших отношений (которые должны быть доброжелательными и доверительными),
  3. нашего общения (которое должно быть ценностно-ориентированным, а не только знание-ориентированным).

На этих «трех китах» держалась работа лучших педагогов прошлого, на этом держится работа очень многих современных педагогов. Как видим, воспитание – это не какие-то особые мероприятия, а скрупулезная повседневная работа. Причем эта работа не всегда заметна извне. Она базируется на том, что зачастую нельзя подсчитать и измерить (совместность деятельности, взаимное доверие, общий интерес, чувство общности), но делать все равно нужно. Она предполагает, что школа – это не конвейер по производству «правильных детей», в которой якобы все дети одинаковые, а поэтому для них необходимо проводить одинаковые мероприятия. От подобных стереотипов, приводящих к стандартизации и крайней формализации воспитательной работы, важно избавляться.

Как это сделать грамотно?

Итак, для грамотного конструирование собственной воспитательной работы важно следующее.

Первое: в воспитательной деятельности делать главный акцент на установлении доверительных отношений между педагогами и школьниками. О чем речь? О том, чтобы устанавливать с детьми не только функциональные отношения, которые доминируют сегодня в школе.

Функциональные отношения – это отношения, регламентированные правилами внутреннего распорядка школы, отношения между людьми, выполняющими определенные функции. Например, функции обучающего и обучающегося, классного руководителя и ученика руководимого им класса. Такие отношения, безусловно, важны, так как поддерживают порядок и дисциплину в школе. Но для воспитания этого мало. В школе чрезвычайно важны и неформальные, доверительные, доброжелательные отношения между педагогом и ребенком. Ведь именно они помогут педагогам сплотить вокруг себя детей и стать для них значимыми взрослыми, интересными взрослыми. Интересными своими увлечениями, профессионализмом, характером, какой-то своей нетривиальностью. Великие педагоги прошлого отмечали особую притягательность для ребенка этой педагогической незаурядности, но, пожалуй, лучше всего об этом сказал В.А.Караковский: «Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности. Самое плохое, когда учитель – “пирожок ни с чем”». Только став для ребенка значимым взрослым, педагог становится настоящим воспитателем. К такому педагогу дети больше прислушиваются, его требования и просьбы воспринимаются позитивнее, его поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются в качестве образцов для подражания.

И это не все. Наша доброжелательность, оптимизм, добрая улыбка нужны детям не меньше, чем глубокие знания. Это придает им уверенности в своих силах, не дает страхам проникнуть в их сознание, вдохновляет, позволяет получать удовольствие от деятельности.

Доверительные отношения имеют самое непосредственное отношение к воспитанию, к привитию ребенку гуманистических ценностей, уважения к другим людям, самому себе, к профилактике насилия в школе и за ее пределами. Ведь хорошо известно, что человек, осознанно делающий гадости другим, – это как правило, человек несчастный, с заниженной самооценкой, переживающий свою никчемность, но желающий доказать свою значимость себе и другим. В чем нуждается такой человек, когда только начинает переживать такие чувства? Ведь мысль отыграться за свое несчастное существование на реальных или мнимых виновниках появляется в его голове не сразу. Он хочет, чтобы его просто поддержали, чтобы показали, что он значим, что в нем нуждаются, чтобы поняли его или хотя бы просто выслушали. Часто ему нужно простое человеческое общение. Причем сам он об этом не скажет. В состоянии, которое он сейчас переживает (в особенности, если это подросток), это очень сложно сделать. Ребенку, который ощущает, что он несчастен и никому не нужен, психологически тяжело инициировать общение о себе. Он ждет, что это сделает кто-то другой. Друг, мама, чужой взрослый человек.

И если такой человек найдется, внутренняя пружина его психологической напряженности может немного ослабнуть, пар будет выпущен, мир уже не будет казаться таким враждебным, а люди – причиной его неблагополучия.

Если же такой человек не найдется или общение с ним еще больше убедит ребенка в его никчемности, то он так и останется один на один со своей внутренней бедой. Последствия могут быть разные. Кто-то со временем это переживет, и его душевные раны постепенно затянутся. Кто-то уйдет в затяжную депрессию. Кто-то будет искать выход в алкоголе или в чем-то похуже. А кто-то выльет свою внутреннюю неудовлетворенность жизнью в агрессию по отношению к себе или другим – учителям, родителям или одноклассникам.

Предотвратить абсолютно все случаи такого поведения никому не под силу. Но смягчить ситуацию, помочь избежать хотя бы некоторых вспышек насилия в школах все же можно.

Что для этого нужно?

Больше наблюдать, чтобы замечать детей, которым в данный момент плохо и которые нуждаются в поддержке. Чаще общаться с детьми, и не только лишь по поводу успеваемости и дисциплины, общаться неформально, на самые разные темы, в том числе и на те, которые интересуют самого ребенка. Стараться разговорить его, сделать так, чтобы ребенок больше доверял учителю, открывался ему в общении. А для этого как раз и нужно быть открытым, доброжелательным и оптимистичным по отношению к нему.

Второе: вовлекать школьников в интересные, по возможности, постоянные, длительные деятельности. Подчеркнем – в постоянные деятельности, а не в разрозненные разовые мероприятия. Классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, советник по воспитанию, учитель-предметник должны озадачиться тем, чтобы помочь по возможности каждому ребенку найти в школе свой интерес, свою, интересную ему деятельность, где он мог бы себя реализовать, где он мог бы вместе с другими детьми и взрослыми что-то планировать, организовывать, создавать.

Важно стремиться организовывать эту деятельность не для детей, а вместе с детьми, передавать им ответственность за фрагменты общих дел – сначала за фрагменты попроще, затем - посложнее. Только тогда интерес к этой деятельности не угаснет, и она будет развивать ребенка.

Именно увлечение ребенка постоянной деятельностью помогает направить его часто неуемную энергию в конструктивное русло, занять его, избавив от скуки – частой причины плохого поведения. Хочу подчеркнуть: не убить его свободное время, а занять его мысли интересным делом!

Кроме того, именно тогда, когда ребенок что-то вместе с нами увлеченно делает, мы можем эффективно на него влиять. Вот почему так значимы именно постоянные интересные деятельности. В рамках любой такой деятельности могут, конечно же, проводиться отдельные мероприятия – выступления, концерты, выставки, конкурсы. Но они – не более чем фрагменты деятельности, яркие, но не самые важные. Львиную долю деятельности занимают не мероприятия, а повседневные малые дела – встречи, занятия, спонтанные беседы, чаепития, шутки, репетиции, тренировки, игры, оформительские работы, анализ сделанного и т.д., и т.п. Именно они важны для воспитания! Именно здесь оно осуществляется!

Соотношение мероприятий и повседневных малых дел в рамках деятельности можно образно представить в виде айсберга, где видимая часть – это мероприятия, а скрытая, большая, часть – это сотни и сотни малых форм взаимодействия. Малые дела обычно не заметны со стороны, их сложно контролировать, их нельзя сосчитать, ими трудно отчитаться, но именно на них хороший педагог тратит больше всего своего времени и душевных сил, так как они важны для воспитания в первую очередь. Без таких повседневных малых дел мероприятия – лишь поверхностные льдинки. В отличие от малых дел их можно сосчитать, сфотографировать, ими можно отчитаться. Их количество можно увеличить, ведь количество выглядит эффектно. Их можно увеличивать и увеличивать, пока у педагога и детей просто не останется времени на повседневные малые дела, на повседневное общение, на выстраивание длительных, прочных, доверительных отношений. В этом-то и беда формального мероприятийного подхода.

Третье: для грамотного конструирования своей воспитательной работы и преодоления формализма важно наполнять повседневное общение с детьми не только знание-ориентированным содержанием, но и ценностно-ориентированным. Все мы в школе традиционно стремимся научить детей грамотно размышлять, читать, писать, считать… Но давайте вспомним слова нашего замечательно педагога С.Т.Шацкого, который писал о том, что совсем недостаточно просто научить ребенка считать – надо его научить… не обсчитывать. Эта фраза как нельзя лучше передает суть того, что называют ценностно-ориентированным педагогическим общением.

Важно, чтобы наше общение с детьми позволяло бы им задуматься о собственных ценностях, чтобы предметом нашего обсуждения с ребятами становились бы социальные, нравственные, этические, эстетические вопросы, вопросы межличностных отношений.

В таком общении педагогу важно соблюдать чувство меры, избегая излишнего морализирования. Иногда важную нравственную тему лучше затронуть лишь «по касательной», сказать о ней как бы между делом. Это часто даёт даже лучший эффект, чем прямое обращение к ней.

Кроме того, нельзя допустить, чтобы ребенок превратился в пассивного потребителя ценностно-ориентированного контента. Следует добиваться, чтобы ребенок занимал здесь активную позицию: обозначал ее, аргументировал, спорил, сомневался, доказывал, отстаивал свою точку зрения...

И конечно же не стоит забывать и о личном примере: демонстрировать его, демонстрировать поведение доброжелательного, вежливого, воспитанного человека. Но опять же – не нарочито обращая на него внимание детей, а просто проживая вместе с ними все повседневные школьные события и помня при этом, что за нашими словами, мимикой, поступками наблюдают со стороны десятки очень внимательных глаз.

Делая все это, мы сможем действительно (не формально, а реально) организовать свою воспитательную работу. И это принесет немалую пользу и обществу, и государству, и самое главное – самому ребенку.